пятница, 28 сентября 2007 г.

Инвестор хорош лишь настолько, насколько мы сами этого хотим

В последние месяцы напряжение вокруг разработчика месторождения Кумтор набирает обороты. Инициируются скандальные законопроекты в Парламенте, блокируются дороги населением, причем различными группами с различными требованиями.

Неясно, чего добивались депутаты законом «О приведении в соответствие с законодательством некоторых вопросов разработки и добычи золоторудных месторождений». Сам закон напоминает попытку экспроприации, нежели национализации. Национализация по Конституции предполагает возврат суммы инвестиций. А это по разным подсчетам от 200 миллионов до 1 миллиарда долларов, которых у государства явно нет. Экономический и политический эффект от исполнения данного закона может стать катастрофическим для страны. Стоит лишь вспомнить, что Кумтор сегодня дает до 7% государственного бюджета и 37% всего экспорта. Однозначно и то, что Кыргызстан в сегодняшних условиях не может разрабатывать это месторождение сам. Это продемонстрирует любой простейший финансовый расчет-прогноз и анализ конкурентных преимуществ, уровня коррупции и некомпетентности в госструктурах. Многие из депутатов тут же признались, что закон был своего рода переговорной тактикой и методом давления на инвестора.

В свете событий последних месяцев также складывается ощущение, что Правительство и Жогорку Кенеш не заботит то, что Центерра Голд, являясь открытым акционерным обществом, около 16% которого принадлежит Кыргызстану, имеет свои акции в свободном обращении на фондовых рынках мира. А это означает, что малейшее изменение общественно-политической ситуации вокруг добычи золота влечет за собой падение котировок акций, а значит и активов Кыргызстана. Только с момента принятия закона «О приведении в соответствие с законодательством некоторых вопросов разработки и добычи золоторудных месторождений» в первом чтении потери Центерры Голд от падения цены акций на фондовой бирже составили 300 миллионов долларов. Кыргызстан «обеднел» таким образом, в одночасье на 48 миллионов долларов по состоянию на 3 мая.

При поверхностном анализе ситуации с Кумтором любому человеку, немного знакомому с экономикой, корпоративным управлением и финансами, становится ясно, что основная ответственность за бардак вокруг месторождения Кумтор лежит на властях Кыргызской Республики. Причем новая власть продолжает повторять существенные ошибки прежнего режима, и что самое грустное, «проецирует» те же ошибки в отношении других, только разрабатываемых месторождений.

Прозрачность взаимоотношений с инвесторами

Начиная с самого подписания соглашения о разработке месторождения Кумтор в 1992 году, и в последующем, правительство Кыргызстана никогда не заботилось преданием общественной огласке деталей и результатов соглашений с международными инвесторами. Коррупция и пренебрежительное отношение к интересам простых граждан высших чиновников не позволяли и не позволяют обеспечить полный и свободный доступ ко всей имеющейся информации.

Власти надо наконец понять, что сегодняшнее общество желает и требует прозрачности и участия в принятии важнейших экономических решений. Если же власть будет продолжать игнорировать эти желания и придерживаться привычек, унаследованных от прежнего режима, то ее может ожидать такая же судьба. Важнейшей функцией государства в ныншених условиях должно стать своевременное информирование населения о принимаемых экономических решениях.

Однако, прежде всего необходимо дать четкие ответы на многие вопросы, связанные с первоначальной деятельностью правительства и парламента вокруг Кумтора. Именно неясность вокруг прошлых решений порождает недоверие общества к власти и закладывает фундамент будущих волнений. Эти основные вопросы остаются для массы кыргызстанцев открытыми:
На какой основе была выбрана компания Камеко для разработки данного месторождения, которое является седьмым по величине в мире и третьим в СНГ? Каковы были критерии отбора и альтернативы? Не было оглашено само соглашение с Камеко, а тогдашнее правительство подписало контракт с Камеко не дождавшись технико-экономического обоснования (ТЭО).
Почему в соглашении не была оговорена экологическая составляющая? Всем известно к чему это привело, и общественные последствия этого будоражат страну до сих пор. До самой до аварии в Барскооне власти не знали о вреднейших химикатах, перевозимых разработчиком по опасным и неадекватным горным дорогам. Тема Барскоонской трагедии – отдельный, обширный разговор с массой своих вопросов.
Почему было решено делить прибыль от продажи золота, а не само золото? Всем известно, что цена на золото сильно зависит от множества внешних факторов. В то время как акционерной компании надо продавать добываемое золото сразу же после добычи, чтобы показывать финансовые результаты акционерам, правительству Кыргызстана было бы не обязательно этого делать. Оно могло бы хранить добытое золото, дожидаясь повышения цен, либо застраховать риски на рынках вторичных ценных бумаг. По словам Данияра Усенова, инвесторы в 1992 обещали Кыргызстану 524 миллионов долларов, в том числе 343 миллиона в виде налогов и 181 миллион в качестве дивидендов. Фактически же Кыргызстан получил только 110 миллионов долларов налогов и 10 миллионов в виде дивидендов за 12 лет работы Кумтора.
В 1993, Кумтор Оперейтинг Компани была освобождена от налогов на период выплаты основных долгов по кредитам. Однако, как раз в то время, когда компания выплатила свои основные долги и стала приносить больше доходов в казну, экс-премьер-министр Танаев в 2003 году передает кыргызские активы КОК во вновь образованную международную копанию Центерра Голд, и тут же продает 17% акций консолидированной международной компании за 86 миллионов долларов. Данные деньги были размещены в Фонд по снижению бедности, однако, как мы все прекрасно знаем, бедность только усугубилась за тот период. В 2006 году стоимость акций Центерры поднялись более чем в два раза. Упущенная выгода Кыргызстана составила порядка 300 миллионов долларов. Было ли это решение ошибкой или преднамеренным предательством интересов государства со стороны высших чиновников? И на что конкретно были истрачены 86 миллионов?
Почему кыргызская сторона не принимала активное участие в разработке ТЕО? По каким причинам ТЕО оказался не точным, в результате чего не были оценены достоверно затраты на производство, что привело к увеличению конечной стоимости проекта до 452 миллионов долларов, вместо первоначальных 277 миллионов?
Каковы были условия соглашения по другим полезным ископаемым в районе месторождения? Каковы условия разработки по смежным с Кумтором месторождениям Сарытор и юго-западное месторождение и др.?

У общественности есть много других вопросов связанных с эксплуатацией Кумтора и других месторождений. Должны быть преданы огласке все существующие нынешние и прошлые соглашения, и все виновные должны быть привлечены к ответу. Этого упорно не происходит и сейчас, что порождает массу слухов, предположений и создает почву для акций протеста и нестабильности. Пока власти не займутся наведением порядка, расследованием и полным информированием общественности по всем фактам по месторождению Кумтор, в обществе будет накапливаться скрытое и явное недовольство, которое может выплеснуться в любой момент. В совокупности с другими факторами это может привести к новому политическому кризису в стране. События в Талаской и Иссыккульской областях симптоматичны, и вполне можно ожидать их трансформацию в более политизированные акции.

Пересмотр договоренностей и верховенство закона

Пересмотры договоров, при необходимости должны проводиться строго в рамках закона. Подписанные невыгодные условия – вина прежнего правительства в первую очередь. Как замечает американский деловой еженедельник «Business Week», на начальных этапах переговоров между инвесторами и властями Кыргызстана наблюдалось отсутствие или низкий уровень компетентности госчиновников. Спустя 15 лет, кыргызские чиновники демонстрируют все тот же уровень информированности, компетентности и ответственности.

К примеру, в случае национализации-экспроприации, нас ожидают жесткие международные санкции, такие как арест имущества зарубежом. Значительно пострадает инвестиционный рейтинг страны – к нам попросту никто больше не придет. Кыргызстан – не Россия, где есть избыток ресурсов, огромный платежеспособный рынок и огромная территория с выходами к морю, и где фактическая национализация такого гиганта как Юкос, не вызвала особого снижения интереса инвесторов. Кыргызстан должен изо всех сил стараться быть привлекательным для инвесторов на фоне таких привлекательных соседних рынков, как Казахстан, Китай и Россия.

По оценкам экспертов правительства, нам требуется около 6 миллиардов долларов вливаний в течение ближайших трех лет, чтобы добится 8 процентного роста экономики в год. Президент Бакиев заявил что большую часть этих денег власть рассчитывает получить за счет прямых иностранных инвестиций. По признанию международных экспертов Кыргызстан имеет довольно конкурентоспособный инвестиционный режим, однако неисполнение законов и несоблюдение прав собственности отпугивает инвесторов, в которых так остро нуждается наша экономика.

Верховенство закона должно также быть главным принципом и в отношении протестных мероприятий. Действия, нарушающие права других граждан, такие как перекрытия дорог и посягательства на частную и другую собственность, должны жестко пресекаться. Требование части жителей отдельно взятой деревни не должны нарушать права других граждан. 95% работающих на Кумторе – это граждане Кыргызстана. Кроме этого, около 5000 сотрудников компаний-подрядчиков также кормят свои семьи за счет Кумтора. Бездействие властей в такой ситуации усугубляет обстановку, подрывает и без того слабый авторитет власти. Более того, бездействие вызывает и подозрения в причастности самой власти к таким методам давления.

Ожидания от инвесторов

В Кыргызстане есть тенденция рассматривать инвесторов, как ангелов спускающихся с небес, чтобы помочь. Но инвестор – это прежде всего бизнесмен. Для него важнее всего прибыль, и это естественно и ожидаемо. Все разговоры об этике и социальной ответственности в подавляющем большинстве случаев не более чем ширма, которую крупные корпорации во всем мире используют для получения прибыли. Это особенно касается тех компаний, которые работают в развивающихся странах. В этом смысле, государству требуется четко оговаривать все условия и исключить все необоснованные ожидания от иностранных бизнесменов.

При требовании от властей большей организованности и компетентности в решении всех вышеуказанных проблем, невольно, но неизбежно встает вопрос: способны ли они это сделать? В нынешних условиях, для выживания самой же власти необходимо, чтобы возобладала политическая воля, чистота помыслов и необходимая компетенция у тех, кто принимает решения.

Государству в лице его руководителей необходимо признать, что на кону не только Кумтор, но и другие существующие и потенциальные месторождения Кыргызстана, являющиеся топливом для развития нашей экономики, богатством всего народа, его гарантией на благополучное будущее. От политики государства, а не от решения инвестора, зависит развитие и процветание страны, ее экономический и политический суверенитет.

Акелеев Азамат, специально для IPP

Комментариев нет: