Материал на основе обзора «Finland as a Knowledge Economy: Elements of Success and Lessons Learned», опубликованного в январе 2006 года. Исследование проводилось при сотрудничестве МИДа Финляндии, Министерства торговли и промышленности Финляндии, Финского национального агентства внешней торговли (Finpro), Института исследований финской экономики (ETLA) и Института Всемирного банка.
Опыт Финляндии в 1990-х гг. являет собой ярчайший пример того, как знание становится движущей силой экономических преобразований и роста. Если еще совсем недавно, в 1970-гг. основным источником доходов страны были ресурсные отрасли, то сегодня ее экономика ориентирована на сектор информационно-коммуникационных технологий (далее ICT – прим. ред.), как ни одна другая национальная экономика в мире. При этом картина будет неполной, если не вспомнить о том, что в начале 1990-х Финляндия переживала драматический спад, сопровождавшийся глубоким банковским кризисом, безработицей и огромным внешним долгом. Однако уже к концу декады макроэкономические показатели страны были одними из лучших в Европе, а в начале XXI века Финляндия четырежды поднялась на первую строчку мирового рейтинга конкурентоспособности стран и была признана одной из наиболее развитых IT-экономик в мире.
Чрез тернии…
Но вернемся в Финляндию начала 90-х гг. прошлого столетия. Уровень безработицы с 2-3% вырос до 15%, а государственный долг страны достиг 60% ВВП. Развал СССР сократил внешнюю торговлю Финляндии на 15%. Высокая инфляция «взвинтила» процентные ставки, а частный сектор задыхался под налоговым бременем. Страна была совершенно не подготовлена к экономической интеграции с ведущими западноевропейскими странами и своему членству в Евросоюзе. Однообразие экспорта (лес и лесоматериалы) также не позволяло Финляндии активно включиться в процессы глобализации. (Впрочем, стоит отметить, что лесопромышленность не утратила своей значимости в финской экономике и по сей день. Однако сегодня ее позиции не в пример сильнее за счет консолидации и возникновения нескольких мультинациональных компаний, использующих самые передовые технологии).
Диверсификация экспорта была обязательным шагом на пути улучшения показателей финской экономики. Она стала возможной во многом благодаря постоянному вниманию к развитию высшего образования, связям между существующими отраслями и появлению новых – основанных на экономике знаний. Начиная с 1980-х гг. инвестиции в R&D со стороны государства и частного сектора удвоились, достигнув к 2004 году отметки 3,5% ВВП, в то время как средний показатель по странам ЕС составляет лишь 2%.
Доля высоких технологий в экспорте страны также возросла с 5% в конце 1980-х до 20% в 2004 году. Сегодня доля телекоммуникационных продуктов и технологий в экспорте Финляндии не уступает лесопромышленному сектору, а финская корпорация Nokia превратилась в глобального лидера мобильного телекома. Кроме того, были созданы сотни других, менее крупных, высокотехнологичных компаний, некоторые из которых также заняли ведущие позиции в своих нишах.
Но финский успех знаменателен не только в свете предшествующих экономических трудностей. Интересен также и тот факт, что экономика знаний может быть успешно построена в небольшой и сравнительно периферийной стране. Территория Финляндии не уступает по площади Японии или Великобритании, однако большая ее часть расположена между 60 и 70 градусами северной широты, далеко за пределами Северного полярного круга. Несмотря на то, что, более половины населения Земли, проживающего за полярным кругом, - финны, все население страны составляет лишь 5,2 млн. Более того, на финском языке говорят только жители Финляндии, и хотя это хорошая предпосылка формирования сильной национальной культуры, эта же особенность создает определенные трудности для международной коммуникации.
… к звездам
Сегодня по уровню инвестиций в R&D Финляндия занимает третье место в мире (после Швеции и Израиля). И здесь необходимо отдать должное финской смелости, потребовавшейся для развития долгосрочных проектов в условиях безработицы, когда так велик соблазн пойти по легкому пути быстрой организации рабочих мест.
Важно отметить, что экономика знаний – это сбалансированный набор элементов. Если что-то сдерживает экономический рост страны, то это совсем не обязательно недостаток технологической инфраструктуры или квалифицированных инженеров. С тем же успехом это может быть нехватка предпринимателей или адекватных экономических инициатив. Особенность кейса Финляндии состоит в том, что это нетипичный образец индустриального перехода от ресурсоориентированной промышленности к высоким технологиями и ICT. Таких примеров мировая история знает очень и очень мало. При этом происхождение финской экономики знаний уходит корнями в саму связь «пользователь-производитель» между лесопромышленными компаниями в качестве первых пользователей высоких технологий и возникающими предприятиями машиностроительной, электротехнической и ICT- отраслей.
Возрождение финской промышленности во многом обязано также либерализации торговли и снятию ограничений с денежных потоков, что повлекло за собой мощное движение инвестиций вообще и приток иностранного капитала в частности. И несмотря на то, что государственное финансирование R&D существенно возросло за последние два десятилетия, его относительная доля от всех инвестиций в R&D постепенно снижается. Все больше и больше средств на исследования и разработки поступает из частных фондов – сегодня их доля составляет до 70%. Частные инвестиции в R&D наиболее ярко проявили себя на примере Nokia, которая стала настоящим локомотивом ICT-индустрии Финляндии. К 2003 году корпорации принадлежали 25% всех расходов на R&D, 3,7% ВВП и 20% всего финского экспорта.
Сага о Nokia
Будущий телекоммуникационный гигант в буквальном смысле слова вышел из леса: в 1865 году финский горный инженер Фредрик Идестам получил разрешение на строительство фабрики для выпуска древесной массы у реки Нокия. Вскоре вокруг быстро разросшегося комбината образовался одноименный город - Nokia.
В 1920 году Nokia объединилась с производителем резиновых изделий Finnish Rubber Works и компанией Finnish Cable Works, сформировав Nokia Group. Окончательно слияние было оформлено в 1967 году. Конгломерат работал по четырем основным направлениям: лесная промышленность, производство резины, кабелей и электронной техники.
Первый мобильный телефон Nokia увидел свет в 1979 году. А в 1981 на технологиях Nokia была создана сотовая сеть, охватившая Швецию и Финляндию и получившая название Nordic Mobile Telephony (NMT). NMT стал первым общераспространенным стандартом сотовой связи.
В 1987 году, когда все выпускаемые мобильные телефоны были достаточно тяжелы и имели большие габариты, Nokia представила первый в мире NMT-телефон, который легко помещался в кармане. Это позволило ей отвоевать значительную часть рынка. В том же году операторы 13 европейских стран подписали соглашение о совместном строительстве и продвижении сети единого цифрового стандарта мобильной связи GSM.
1 июля 1991 года первый звонок через коммерческую сеть GSM был сделан премьер-министром Финляндии - по телефону Nokia. Год спустя Йорма Оллила, приглашенный в Nokia в 1990 году на должность главы подразделения мобильных телефонов компании, был назначен генеральным директором всей корпорации – пост, который Оллила оставил лишь в 2006 году в статусе «человека-легенды» (его сменил Олли-Пекка Калласвуо).
В мае 1992 года, когда Финляндия переживала глубочайший спад производства, Оллила принимает решение о сокращении всех остальных подразделений и сосредоточении научных и производственных мощностей исключительно на телекоммуникациях. С 1996 года телеком стал основной сферой деятельности Nokia. Вскоре компания заключает соглашения на обеспечение сетями GSM 9 европейских государств. К августу 1997 Nokia поставляла GSM системы 59 операторам в 31 стране мира. А в конце 90-х Nokia стала лидером цифровых технологий связи, заняв 27% рынка мобильных телефонов.
Сегодня компания сохраняет за собой лидерство в производстве мобильных телефонов, а также является ведущим поставщиком мобильных, стационарных и IP-сетей. Nokia работает более чем в 140 странах, ее акции продаются на шести крупнейших фондовых биржах мира. Так, за короткое время, благодаря своей способности чутко реагировать на частые рыночные изменения и мгновенно брать на вооружение новейшие разработки, компания добилась мирового успеха. Продуманные и грамотные решения – как в области технологий, так и в области управления и кадровой политики – превратили Nokia в суперкомпанию мирового класса.
Государство в экономике знаний: не мешать, а создавать условия
Одна из главных особенностей финской модели состоит в системном взгляде на промышленную политику, не подразумевающем, однако, что Финляндии следовала какому-то «генеральному плану», в котором государству принадлежала лидирующая роль. Государственная промышленная и инновационная политика поставила своей целью сдвиг фокуса с макроэкономики к микроэкономической активности по улучшению общих условий для компаний и целых отраслей, особенно в сфере развития и распространения знаний и инноваций. Этот системный подход был реализован через публично-частные партнерства, включающие организации экономических исследований, отраслевые федерации и частные компании. Наиболее значительным следствием нового подхода стал высокий приоритет R&D, установленный самим государством.
Было бы крайне несправедливо недооценить роль политических институтов и организаций в развитии финской экономики знаний. Их главной особенностью можно назвать четкое распределение функций, которую выполняла каждая из организаций в национальной инновационной системе. При этом они чутко прислушиваются к частным инициативам, направленным на укрепление сотрудничества между различными инновационными агентами. Такое сотрудничество позволило связать фундаментальные исследования и прикладные R&D с развитием бизнеса и коммерциализацией инноваций.
За стратегическое развитие и координацию финской политики в сфере науки и технологий, а также за всю национальную инновационную систему в целом отвечает Совет по политике в сфере науки и технологий (The Science and Technology Policy Council), возглавляемый премьер-министром Финляндии. Остальные государственные институты находятся в подчинении либо у Министерства образования, либо Министерства торговли и промышленности.
Еще одним важнейшим институтом является The Finnish National Fund for R&D (Sitra) – крупнейший государственный фонд, основанный в 1967 году и действующий в настоящее время под контролем Парламента. Государственные субсидии, направленные на R&D, распределяет между частными компаниями, исследовательскими организациями и университетами Национальное агентство технологий (The National Technology Agency, Tekes).
Для экономического успеха определенные социальные и институциональные инновации не менее важны, чем технологические. На протяжении почти двух десятилетий грамотное управление и низкий уровень коррупции были тесно вплетены в саму идею финской экономики знаний. Один из примеров институциональных инноваций – Комитет по вопросам будущего (Committee for the Future) - постоянный комитет при финском парламенте, в задачи которого входит прогнозирование потребностей экономики знаний для сохранения ее жизнеспособности.
Ни минуты покоя
Выдающиеся экономические показатели страны на протяжении последних 10-15 лет – это, по сути, результат развития ICT-сектора. Будучи одним из ведущих производителей высоких технологий нового поколения, Финляндия, несомненно, создала сильное конкурентное преимущество для всей экономики страны. Но можно ли сохранить завоеванные позиции? Конкурентоспособность в настоящем еще не является гарантией будущего успеха. Его постоянство требует непрерывной модернизации технологий, и именно использование передовых ICT (а совсем не обязательно их производство) является залогом долгосрочного экономического роста.
Сегодня основной вопрос, стоящей перед Финляндией, заключается в том, сможет ли она сохранить «северную» (Nordic) социальную модель и по-прежнему успешно конкурировать в глобальной экономике? Старение финского населения происходит несколько быстрее, чем в других европейских государствах. Численность трудоспособного населения (15-64 лет) начнет снижаться еще до 2010 года. Этот показатель предполагает несколько последствий как для дальнейшего развития экономики знаний, так и для финского общества в целом. С одной стороны, это явление откроет новые возможности для создания социальных сервисов на базе ICT в государственном секторе. С другой – поставит сложную задачу поддержания роста производительности на прежнем уровне.
Чтобы ответить на вопрос о будущем финской экономики знаний, была инициирована специальная группа экспертов из различных организаций и министерств, которая подготовила отчет с набором рекомендаций. Среди прочего, эксперты советуют Финляндии дальнейшее увеличение государственных субсидий в R&D, но преимущественно для конкурентных исследований. Главная идея всех рекомендаций состоит в поддержании конкурентной базы по всему отраслевому срезу, но концентрации основных усилий на нескольких сферах, поскольку достижение высокого уровня конкурентоспособности во всех рыночных сегментах для небольшой страны просто не представляется возможным.
Уроки «финского»
Финляндия обладает рядом специфических характеристик, которые невозможно воспроизвести во многих других странах. Они обусловлены географическими и климатическими (расположение за полярным кругом), а также историческими особенностями страны (Финляндия обрела независимость лишь в 1917 году, а до этого находилась под властью сначала Швеции, затем - России).
Не стоит забывать и о «стойком нордическом характере», свойственном всем жителям стран Северной Европы, духе взаимовыручки и поддержки, стремлении к равенству и относительно равномерном распределении годового дохода на душу населения. В Финляндии эти черты еще более ярко выражены за счет уникальности языка, который не похож ни на один скандинавский и ставит финнов особняком. С другой стороны, вероятно, именно в силу национальной и географической изоляции финны отличаются естественной любознательностью, что делает их открытыми мировым идеям и технологиям. Достаточно вспомнить, что именно Финляндия одной из первых в мире стран познакомилась с электричеством и начала проводить телефонные линии.
Некоторые направления государственной политики, обеспечившие Финляндии успех, вполне отвечают основным положениям Вашингтонского Консенсуса (набор рекомендаций, сформулированный в конце 1980-х гг. неолиберальными экономистами для стран, желающих реформировать свою экономику). А именно:
· сильная власть закона
· сильное государственное управление
· стабильная макроэкономическая политика
· сильный финансовый сектор
· открытость внешним идеям и свободный торговый режим
· сфокусированность на поощрении внутренней конкуренции.
Некоторые из этих положений (власть закона, управление и сильная внутренняя конкуренция) являются культурными и историческими характеристиками Финляндии. Другие – как например, сильные макроэкономическая политика и финансовый сектор, а также свободный торговый режим – сформировались относительно недавно как часть обязательств Финляндии при вступлении в ЕС.
После кризиса реформирование банковской системы и усиление рынков капитала, включая венчурного, стало важнейшим шагом, открывшим новым секторам экономики знаний доступ к привлечению финансирования. Более того, на смену диктату банков в финансовом секторе пришла более открытая и динамичная система, определяемая капитализацией фондового рынка. Значимыми элементами финансовой реструктуризации стали также либерализация счетов предприятий и снятие ограничений на иностранные инвестиции. Эти два акта были приняты в 1993 году, когда Финляндия присоединилась к Европейскому экономическому пространству (European Economic Area). К 2000 году 67% акций на фондовой бирже Хельсинки находились в иностранном владении. А Nokia к этому моменту успела продать иностранным инвесторам более 90% своих акций.
Однако другие, не менее важные характеристики финской политики уже совсем не типичны для Вашингтонского Консенсуса и представляют собой результат сочетания основ социального государства и новой экономики:
· сильная социальная политика (особенно в сфере образования)
· постоянная координация деятельности ключевых правительственных институтов между собой, а также между ними и производственным сектором
· предельная сфокусированность на инновациях и R&D
· новый тип промышленной политики
· постоянное внимание к будущему.
Северное государство «всеобщего благосостояния» с его сильной системой социальной защиты и развитием бесплатного государственного образования – важнейший элемент преобразований Финляндии. Однако переход к экономике знаний ознаменовался появлением нового критерия его оценки. Если ранее речь шла лишь о доступности образования, определявшей равенство возможностей всех граждан, то теперь главный упор – на его качество. Еще одной важнейшей характеристикой финской образовательной системы стала тесная связь с потребностями производственного сектора страны.
Если же отвлечься от многочисленных типично «финских» деталей становления экономики знаний, то развивающимся странам будет небесполезно усвоить из опыта Финляндии несколько основных уроков:
Урок первый. Кризис, с которым столкнулась Финляндия в начале 1990-х, вполне типичен для большинства стран, проходивших по той или иной причине через глубокий экономический спад. Поэтому главный урок здесь состоит не в том, как именно Финляндия преодолевала кризис, а в том, что она смогла обратить его в новые возможности для себя.
Урок второй. Глобализация – это обоюдоострый меч. Финский кризис частично стал результатом мирового упадка лесной промышленности, а также краха торговли с бывшим СССР. Однако часть решения по выходу из кризиса также стала результатом глобализации, поскольку динамичное развитие ICT-индустрии – это ее неотъемлемая и важнейшая характеристика последних лет. Кроме того, под давлением мировых процессов Финляндия была вынуждена постоянно улучшать свои технологии и систему образования, чтобы оставаться конкурентоспособной в очень взыскательной глобальной среде.
Урок третий. Вероятно, самый главный – гибкость экономики и быстрая реакция на происходящие изменения и открывающиеся возможности. В Финляндии ключевым элементом этой гибкой, «эластичной» экономики стала система образования.
Урок четвертый. Любая, даже самая успешная страна, должна помнить о необходимости не только делать выводы из прошлого опыта, но и прогнозировать будущее, заранее готовиться к нему. Именно постоянный взгляд вперед объясняет драматический переход Финляндии к экономике знаний, и, что даже более показательно, ее способность сохранять высокую конкурентоспособность на протяжении длительного времени.
Материал подготовила Екатерина Закомурная, E-xecutive
суббота, 6 октября 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий