суббота, 6 октября 2007 г.

Некоторые мысли о брендинге страны "Кыргызстан"


На фоне всеобщей специализации и поиска конкурентных преимуществ в условиях глобализации Кыргызстану жизненно необходимо иметь четкую и реализуемую стратегию развития. Развитие и продвижение бренда «Кыргызстан» является неотьемлемой частью данного процесса. Примеры таких стран как Ирландия, Малазия, Тайвань, Таиланд, Сингапур и многих других дают основание предположить, что при последовательном осуществлении выбранной стратегии успех реально возможен в течение ближайших 15-20 лет.

В этой связи изначально надо отталкиваться от наших конкурентных преимуществ, потребностей наших традиционных и потенциальных торговых партнеров, слабых и сильных сторон наших потенциальных конкурентов, а также изучения динамики внутренней и внешней среды.

Последние 5-10 лет происходит переход экономических тяжеловесов, таких как США, Япония и Западная Европа с Индустриальной экономики в экономику, основанную на знаниях (Knowledge Economy). Очевидно, что данная экономика приносит наибольшую добавленную стоимость, в то время как материальное производство приносит все меньшую норму прибыли.

Кыргызстан так и не прошел полностью этап Индустриализации, наша экономика по сути является аграрно-индустриальной. Кроме того, географическая удаленность и отсутствие выхода к морю делает нас крайне непривлекательным регионом для существенных инвестиций со стороны крупных, традиционных производственных корпораций. В то время как Китай, Филиппины, Индонезия, Таиланд и другие страны с выходом к морю и большим количеством дешевой рабочей силы стали производственными цехами развитого мира – Кыргызстан не имеет возможности привлечь какие-либо существенные инвестиции в сферу производства промышленных товаров. Однако как раз этот факт может послужить толчком для развития у нас более «продвинутых» отраслей экономики.

В этой связи необходимо ориентироваться на долгосрочную перспективу и перешагнуть стадию Индустриализации. Необходимо развивать и привлекать инвестиции в информационные технологии, образование, производство и переработку экологически чистых продуктов питания, рекреационный, спортивный, эко и этнотуризм (и связанный с ним кластер – от швейного производства до отелей), а также экологически чистую энергетику.

Мы потенциально обладаем и можем продвигать следующие атрибуты и ассоциации связанные с Кыргызстаном:
Самое демократическое, открытое и толерантное общество в ЦА
Постоянное стремление к образованию, к развитию и самосовершенствованию, высокий уровень общего образования
Современная инфраструктура, в том числе ИКТ инфраструктура
Самобытная культура и обилие талантов
Красивейшая и «нетронутая» массовым туризмом природа
Экологически чистые продукты, сильные традиции уважения и бережного отношения к природе

Кроме этого требуется работа над постоянным повышением стандартов и уровня качества во всех отраслях, на которых будет сфокусирована стратегия развития.
Хотелось бы подчернуть, что без соотвествия брендовых коммуникаций самому продукту, без фактического выполнения «обещаний» бренда любые акции обречены на провал в долгосрочной перспективе. Бренд – это дерево, где ствол и ветви представляют внешний имидж и ассоциации потребителей связанные с продуктом, а корни – это сам продукт. Чем крепче и мощнее корни, тем сильнее и устойчивее само дерево, тем более оно виднее и привлекательнее на фоне густого леса.

Образование- одна из перспективных отраслей для развития бренда
Образование в Кыргызстане является одной из наиболее перспективных отраслей, ключевой для развития всей экономики кыргызстана. В данное время уже существуют успешные примеры экспорта нашего образования на примере КГМА (медакадемия), АУЦА, Манас, некоторых факультетов других ВУЗов. Развития данного направления принесет следующие выгоды экономике страны:
Приток в экономику доходов в виде оплаты за обучение, расходов студентов на проживание, питание и др. в твердой валюте
Повышение имиджа и узнаваемости страны как экспортера образования
Повышение конкурентоспособности ВУЗов из-за заинтересованности в большем наборе иностранных студентов
Улучшение качества образования и развитие исследовательского потенциала, что является немаловажным условием повышения конкурентоспособности страны в условиях Информационной экономики
Повышение общего человеческого потенциала страны
Восполнение «утечки мозгов» путем привлечения способных студентов из-за рубежа
В АУЦА наш стратегический план включает увеличение количества иностранных студентов до 50% от общего числа. На сегодня их число составляет около 30% и включает студентов из всех стран Центральной Азии, Афганистана, Китая, Южной Кореи, Украины, России и др. Иностранные студенты платят до 50% больше за обучение чем местные студенты, кроме того многие из них оплачиваются за счет грантов донорских организаций. Мероприятия по увеличению процента иностранных студентов в АУЦА включают:
· увеличение процента курсов преподаваемых на английском с 60% до 80%
· улучшение качества преподавательского состава путем зарубежных и местных стажировок, семинаров и тренингов
· построение современного общежития
· постоянное обновление и модернизация учебных планов и ресурсов университета
· более активная рекламная и ПР кампания зарубежом
· фокус на целевом рынке Центральной Азии, Афганистана и прилегающих районов Китая


Азамат Акелеев, для проекта "Бренд "Кыргызстан" Минпрома КР

Комментариев нет: